9 лучших фильмов про социофобию

5
(1)

Фильмов о герое с классической социофобией практически нет. И сложно даже представить кино, занимательно рисующее жизнь социофоба. Вроде бы и борьба есть, и накал страстей (на которые так щедра социальная тревога), но всё это в глубине — в душе и разуме персонажа. А на поверхности — молчание и бегство.

Поэтому фильмы о социофобии — это фильмы о застенчивости, одиночестве, тревоге, травме. О том, что усложняет общение. И о том, благодаря чему эта сложность преодолевается: о дружбе, о любви, о принятии, о заботе. О ценностях, которые сильнее, чем страх.

1. Амели. Интимный портрет социальной тревожности

Амели, 2001, постер

Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain, 2001

Режиссер: Жан-Пьер Жёне
Сценарий: Гийом Лоран, Жан-Пьер Жёне
IMDb: 8.3 Кинопоиск: 8.0
В ролях: Одри Тоту, Матьё Кассовиц,

Культовый французский фильм «Амели» — это портрет Амели Пулен (Одри Тоту), застенчивой молодой женщины. В 1990-х годах Амели жила в небольшой квартире в Париже, работала официанткой и мечтала, как многие из нас, о чём-то большем. О смысле, понимании, отношениях с людьми и, быть может — о любви, которая на всё это способна.

А начинается фильм с картин из детства Амели. И эти ранние сцены идеально объясняют природу её социальной тревожности:

«Лишенная контактов с другими детьми Амели мучается от нервозности матери и холодности отца и находит убежище лишь в своем воображаемом мире.»

Погружение в своё воображение — это очень распространенный симптом одиночества и способ справиться с социальной тревогой. Фантазии выдают её потребность быть рядом с людьми, быть нужной и заботливой. Но тревога задает дистанцию: смотри, наблюдай, мечтай, но — не подходи, не трогай.

Как преодолевается её социофобия? (разворачивай осторожно — спойлер)

2. Вечное сияние чистого разума

Постер к фильму Вечное сияние чистого разума

Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004

Режиссер: Мишель Гондри
Сценарий: Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут
IMDb: 8.3 Кинопоиск: 8.0
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Руффало, Элайджа Вуд …

— Вот бы познакомиться с кем-нибудь… Но мои шансы на это невелики — я совершенно неспособен взглянуть в глаза незнакомой женщине.

Джоэл 

«Вечное сияние чистого разума»

У Клементины ПРЛ*, у Джоэла социофобия, а из общего у них — одна любовь на двоих.

— Почему я влюбляюсь в каждую женщину, которая проявляет ко мне интерес?

Джоэл 

«Вечное сияние чистого разума»

С Клементиной легко. Когда она на твоей стороне — она притягивает, создает глубину и пространство, и нет души ближе.
С Клементиной сложно. Она живет без кожи, уязвима и — вчерашняя радость и близость, сегодня обернется ледяной пропастью.

Обычный (нормальный) человек мог бы это выдержать. Или уйти. Но Джоэл — нет. В этом раю он отравлен: принятием, признанием, глубиной, безопасностью, открытостью… Она может всё это дать, может сделать его живым. Может дать то, чего у него никогда не было — самого себя, достаточного, неповторимого, любимого.

А может — всё забрать. Вырезать по живому и уйти, оставив лишь отчаяние…
И это — любовь. Настоящая. Прорастающая снова и снова, через боль и забвение.

Не смотрите этот фильм, если теряя любовь вы теряли себя. Или — смотрите. И плачьте.

(ПРЛ — пограничное расстройство личности)

Подозреваешь у себя социофобию? Здесь можно пройти тест.

3. Невероятная жизнь Уолтера Митти

Невероятная жизнь Уолтера Митти

The Secret Life of Walter Mitty, 2013

Режиссер: Бен Стиллер
Сценарий: Стивен Конрад, Джеймс Тёрбер
IMDb: 7.3 Кинопоиск: 7.7
В ролях: Бен Стиллер, Кристен Уиг, Адам Скотт, Ширли Маклейн, Кэтрин Хан, Шон Пенн

Фильм рассказывает об Уолтере Митти (Бен Стиллер), тихом и замкнутом менеджере из отдела фотонегативов в журнале Life. У него блеклая личная жизнь и еще более тусклый профиль на сайте знакомств.

Социальная тревожность заставляет его быть ниже травы, тише воды и жить, не привлекая особого внимания. Во взаимодействии с другими он чаще видит социальную угрозу, и единственный доступный способ пережить её — это замереть. А чтобы сохранить самооценку или сделать жизнь более сносной Уолтер фантазирует.

accessibility

Навязчивые грёзы (мечтание наяву, дейдриминг, от англ. maladaptive daydreaming)

для многих это работающий способ справиться и с сиюминутным стрессом и с общей неудовлетворенностью от жизни. По сути, это разновидность избегания — проживая то, что запрещает делать тревога в своих мечтах, мы испытываем сиюминутное облегчение. Но это не только избегание: такие грезы наяву могут говорить о скрытом творческом потенциале, который не находит иной реализации. Избыточный и героический дейдриминг называют синдромом Уолтера Митти.

Как Уолтер справляется со своей социальной тревогой?

В фильме показано, как Уолтер проживает наяву всё то, что еще вчера могло быть только фантазией или мечтой. Его вынужденное путешествие становится дорогой саморефлексии и самопознания, а девиз журнала (в котором он работает) и его девизом: «Увидеть мир, увидеть опасные места, заглянуть за стены, сблизиться, найти друг друга и почувствовать. В этом смысл жизни.»

Путешествия меняют людей и помогают понять себя. За это, видимо, я их так люблю.
А этот фильм люблю отдельно за саундтрек из Space Oddity:

4. Адаптация

Постер к фильму «Адаптация», 2002, на русском

Adaptation, 2002

Режиссер: Спайк Джонз
Сценарий: Чарли Кауфман и Дональд Кауфман
IMDb: 7.7 Кинопоиск: 7.0
В ролях: Николас Кейдж, Мэрил Стрип, Крис Купер, Брайан Кокс, Тильда Суинтон…

— Почему мне всегда хочется извиниться за то, что я существую?

Чарли Кауфман 

«Адаптация»

Это история о депрессивном, одиноком и творчески неудовлетворенном сценаристе, по имени Чарли Кауфман. Исповедальный сценарий, в котором болезненная неуверенность Кауфмана, прорастает из его социальных и экзистенциальных тревог.

— Она думает, что я плешивый…
— Мы считаем тебя гениальным!

Чарли Кауфман и Валери Томас 

«Адаптация»

По фильму (да и в жизни) Кауфман сценарист, и фабула фильма — его попытки написать сценарий для экранизации книги «Похитители орхидей». Сценарий не идет, отношений нет, уверенность испаряется, всё не так, как должно быть. И здесь, как в русской литературе, страдать начинают все: и автор, и герой, и зритель.

Что же послужит причиной для изменений?
Потери.

Достоевский радостно потирает ручонки, Сартр нервно курит в стороне, а я рекомендую этот фильм всем творческим людям — он заставит вас почувствовать себя самым лучшим образом: мучительно, неуютно… но так знакомо.

А если вернуться к теме (социофобии) — у Чарли есть брат. Одна семья, одна биология, схожий жизненный сценарий, но — полная противоположность. Дональд (брат) весел, уверен в себе и совершенно лишен комплексов и страданий.

И что же сделало его таким?
— Выбор:

«Ты — то что ты любишь, а не то, что любит тебя.»

(Сартр возвращается. А я, памятуя, что человек всегда больше, чем его расстройство, а интерпретация хорошего кино исчерпывается лишь личностью интерпретирующего, перехожу к следующему фильму.)

5. Король говорит!

Король говорит! постер к фильму

The King’s Speech, 2010

Режиссер: Том Хупер
Сценарий: Дэвид Сайдлер
IMDb: 8.0 Кинопоиск: 8.1
В ролях: Колин Фёрт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс …

«Король говорит!» — это история принца Альберта, будущего короля Георга VI.
Судьба ведет его к трону, но: время тяжелое, ответственность колоссальна, и сможет ли он, заика с пониженной самооценкой и завышенными требованиями к себе, вынести весь этот груз?

Для профессионального же взгляда этот фильм открывает полную и законченную модель социофобии — от истоков и до успешного излечения.

А начинается всё (да, даже если ты принц) в детстве:
Отец и мать беспечно не замечали притеснения со стороны няни и не видели, что их второго сына плохо кормили в течении трех лет. Потом он вынужден был носить причиняющие боль металлические шины, чтобы выпрямить ноги. Его наказывали за то, что он писал левой рукой, а близкие и значимые люди от пренебрежения, по мере взросления Берти, перешли к осуждению.

И вот, ты живешь со знанием, что ты недостаточно хорош и тебе тревожно рядом с близкими (ведь рядом с ними, по сравнению с ними, ты совсем плох). И разумное желание добавить к этому стратегию контроля (если я плох, то контроль и усердие не будут лишними?), довершает формирование социального тревожного расстройства.

Что помогает королю победить заикание и социофобию?

6. Хорошо быть тихоней

Постер к фильму Хорошо быть тихоней

The Perks of Being a Wallflower, 2012

Режиссер: Стивен Чбоски
Сценарий: Стивен Чбоски
IMDb: 7.9 Кинопоиск: 7.5
В ролях: Логан Лерман, Эмма Уотсон, Эзра Миллер, Нина Добрев, Дилан МакДермотт, Кейт Уолш, Пол Радд

Чарли цитирует доктора

— Мы не можем изменить то, откуда мы пришли, но можем выбрать куда нам идти дальше.

Чарли  

«Хорошо быть тихоней»

Социальная тревога, часто, это невозможность быть собою, невозможность предъявить себя, отсутствие такого права. И причина этого — ощущение, что настоящий ты — плох. Нет, не ощущение — УБЕЖДЕНИЕ. И ты сделаешь все, чтобы с ним не встретиться.

И этот фильм примечателен тем, что показывает, сколь разными путями мы приходим к ограничивающей застенчивости. Что причиной социальной тревоги может быть и ныне подзабытый, но травмирующий опыт. И даже если этот опыт «забылся», он не стерся окончательно. Вот твой стыд, вот твоя вина и с ними у тебя нет больше права быть среди людей…

Пояснение (осторожно, спойлер): Идея ответственности за смерть тёти вытеснена из памяти. Но её следствия: «я плохой и недостойный, со мной нельзя дружить» — остались.

Что в фильме помогает Чарли справиться с социофобией?

  • Дневник, как помощь от одиночества и способ прожить боль
  • Ценности: дружба и любовь
  • Возвращение (и проживание, теперь, когда есть силы с ним справиться) травматического опыта
  • Да и слишком много стало сигналов, что «не так уж ты и плох»
Чарли цитирует доктора

— Я чувствую это: в какой-то момент ты понимаешь, что ты — это не грустная история, ты жив и ты стоишь и смотришь на огни и на все вокруг, что заставляет тебя удивляться и ты слушаешь эту песню и ты едешь по дороге с людьми, которых любишь больше всего на свете и в этот момент, клянусь, мы — часть вечности…

Чарли  

«Хорошо быть тихоней»

Последнее письмо Чарли:

7. Любовь, сбивающая с ног

Постер к фильму Любовь, сбивающая с ног

Punch-Drunk Love, 2002

Режиссер: Пол Томас Андерсон
Сценарий: Пол Томас Андерсон
IMDb: 7.3 Кинопоиск: 6.9
В ролях: Адам Сэндлер, Эмили Уотсон, Луис Гусман, Филип Сеймур Хоффман, Мэри Линн Райскаб, Роберт Шмигель

Романтическая комедия о Барри Игане, застенчивом и социально неловком человеке.

У Барри семь сестер и все они лучше него знают, как ему жить. А он пытается «быть хорошим» и «соответствовать», но дается это ему нелегко.

Да — быть правильным, быть хорошим — еще одно распространенное правило социальной тревоги. И социофобы, которых застали врасплох и приперли к стенке, знают ему цену. Свою «хорошесть» ты не покупаешь — соглашаясь на социальные обязательства ты берешь большой кредит. И социофобия выбьет из тебя тревожные проценты позже и сполна.

Поэтому Барри мнется, мямлит, трясется и (сестры знают куда и как давить) соглашается. Отказ непереносим, он сделает его плохим. Хотя и увильнуть иногда получается (социофобы мастера прятаться и бегать) и Барри здесь отличает лишь его способность врать, отмазываться и уходить от ответа. (Вполне адаптивный навык для тех, у кого столько родственников, желающих тебе счастья.)

Прежде всего Барри бежит от своих чувств. Мы видим как, не найдя выхода, скопившись и переполнив его душу, они выходят через плач или крушение всего вокруг. Но потом становится легче. (или, как сказал бы тот, кто бежит и не различает эмоций, «нормально»)

Что помогло Барри справиться с социофобией?

Ответ: (краткий, но всеобъемлющий) любовь.

Для такого как Барри — отвергаемого, одинокого и нуждающегося, достаточно одного теплого прикосновения, чтобы влюбиться. Любовь делает его не хорошим, нет, она делает его достаточным, нормальным.

  • Ему не нужно больше прятать настоящего себя — любовь принимает. И Барри перестает врать.
  • Ему не нужно быть «хорошим» и он начинает жить и действовать, не боясь быть плохим. В своих интересах.
  • И когда его любви угрожают, он бьется за нее. Или — за обретенного и подлинного себя.

8. Восьмой класс

Постер к фильму Восьмой класс

Eighth Grade, 2018

Режиссер: Бо Бёрнэм
Сценарий: Бо Бёрнэм
IMDb: 7.3 Кинопоиск: 6.6
В ролях: Элси Фишер, Джош Хэмилтон, Эмили Робинсон, Джейк Райан, Дэниэл Золгадри, Фред Хекинджер, Имани Льюис

На протяжении всего этого фильма я ловил себя на мысли: «Нет! Господи, не делай этого!.. Крииинж!..» И это значит, что режиссер справился со своей задачей.

«Восьмой класс» действительно ставит аудиторию на место восьмиклассника, заставляя заново пережить всю неопределенность возраста.

Краснея, я вспоминаю себя подростком. Идентичность или роль? Надо что-то доказать, утвердиться, сделать… И самооценка рушится и взлетает по 100 раз на дню: одно слово — и ты на вершине, один взгляд — и ты на дне. Ощущение, что ты всё время на виду, на сцене — все тебя оценивают.

Фильм передает это болезненное ощущение: внутри себя ты (как в клетке) между самоосознанием и социальной тревогой, между тем, кто ты (а кто ты?) и тем, кем ты хотел бы быть (а кем?). И все это под лучами прожекторов, и все вокруг пялятся на тебя.

В психологии это так и называется: «Эффект прожектора». Важный этап — обрести себя, пройдя через самый социально тревожный период жизни. А застрянешь в нем, не хватит смелости предъявить себя и: «Привет, социофобия!»

Еще фильм хорош тем, что не решает проблемы голливудским путем «все было плохо, пока, наконец, не случилось ЭТО!». В фильме, как в жизни, (а также и в терапии), нет инсайтов, откровений и резких перемен. Ты просто проживаешь, проходишь и что-то складывается и меняется.

И твои движения будут глупы и неловки, как неловки и не уверенны любые первые шаги. Но однажды (если не бросишь) ты пойдешь. И так уверенно, что забудешь думать (и краснеть): «А правильно ли я иду?.. И правильно ли я всё делаю?»

9. Ларс и настоящая девушка

Постер к фильму Ларс и настоящая девушка

Lars and the Real Girl,2007

Режиссер: Крэйг Гиллеспи
Сценарий: Нэнси Оливер
IMDb: 7.3 Кинопоиск: 7.1
В ролях: Райан Гослинг, Эмили Мортимер, Пол Шнайдер, Патриша Кларксон

Фильм, как тест на эмпатию: кому-то Ларса захочется обнять (забыв, что он этого не не переносит), кому-то — накричать, «открыть ему глаза», вылечить или отправить в психушку. И если вы из вторых, и при этом у вас тоже социофобия, я задам обычный для психолога вопрос: «Помогает ли вам, когда вы ругаете себя?»

Помогает, обычно, другое. Противоположное. Принятие, забота, сочувствие. То, что оставляет у эмпатичной части зрителей (после просмотра фильма) одно чувство — переполняющую доброту.

А что помогает Ларсу справиться с социальной тревогой?

  • То, что больше, чем тревога. В его случае это любовь, забота и ответственность за Бьянку. Сам-то он — тревожный домосед, но ей нужно общество, дело, смысл. И он должен дать ей это, он отвечает за ее судьбу в новой стране. (Если вы не верите в такое, то представьте, например, мать с социофобией — сама себе она никогда не вызовет врача, но для своего ребенка идет в поликлинику и проходит там через ад регистратуры)
  • То, что на языке психологии называется экспозицией. Раз за разом проходя через социальные ситуации с Бьянкой (и ради нее) он обретает большую уверенность.
  • Доброта и сострадание. Если социофобия часто сопровождается убеждением, что «со мной что-то не так», то принятие и доброта окружающих разбивают это знание. (И, кстати, терапия сфокусированная на сострадании (CFT) хорошо работает с идеями непринятия и критики себя, проявляющимися, в том числе, в социофобии)

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ответить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.